Каталитическая грелка — устройство, позволяющее согреться в полевых и экстремальных условиях. Прибор компактен и эффективен, хотя туристы-новички зачастую просто не знают о нем. А между тем его история берет начало столетие назад, когда для военных начали разрабатывать бездымные обогревающие устройства. В те времена в основе работы легких карманных грелок уже лежал принцип окисления бензина или спиртосодержащих жидкостей.
Особенности конструкции и принцип работы современных моделей
С тех пор конструкция карманной грелки практически не претерпела изменений:
- Корпус заполнен ватой
- В сетчатом патроне находится платиновый катализатор, выполняющий роль фитиля
- В качестве крышки и вентиляционного отверстия выступает небольшой колпачок из стали
И, как и сто лет назад, карманная каталитическая грелка нагревается и выделяет тепло благодаря тому, что бензиновый пар окисляется. Как это работает: пар выделяется при катализаторе, после чего продукты распада бензина попадают в патрон или каталитическую капсулу. А в них пары уже окисляются, вступая в реакцию с кислородом. В результате через отверстия в крышке-колпачке выделяется тепло.
Чтобы активировать каталитическую грелку, катализатор накаляют около 15 секунд с помощью зажигалки или другого источника огня, не дающего копоти.
О технических характеристиках
Вес популярных моделей горелок колеблется в пределах 100-150 г. На 10-12 часов работы таким устройствам необходимо 10-30 г топлива. Одной заправки хватает до 12 часов.
В работающем состоянии температурный диапазон изделий составляет 60°C, параметры горелок стартуют от 50 мм×80 мм×11 мм и заканчиваются 70 мм×110 мм×20 мм.
Особенности подбора топлива для каталитических грелок
Важно! Независимо от модели грелки ни в коем случае не заправляйте ее автомобильным бензином. Содержащаяся в нем присадка под названием тетраэтилсвинец приведет катализатор в негодность, а выделяемые этим топливом пары вредны для нервной системы людей.
В советские времена грелки модели ГК-1 некоторые умельцы заправляли авиационным топливом, но в XXI веке все куда проще. Заправляйте устройство бензином для зажигалок Zippo или аналогичным топливом российского производства «Калоша». Никакие другие виды бензина для этих целей не подходят. Ходят слухи, что некоторые модели грелок работают на спирте, но это миф.
Оптимальный вид топлива для таких устройств — бензин высшей степени очистки. Но техническим требованиям также соответствуют и нефтяные растворители С2-80/120 и С3-80/120.
Если залить в горелку другую горючую жидкость, каталитической сетке придет конец в течение считанных минут — она испортится и в лучшем случае станет работать в разы хуже. Если в походных условиях сетка все же потеряла целостность, как вариант, просто прокалите сетчатый патрон на газу.
Используйте правильное топливо, и горелка прослужит долго.