Вице-премьер России А. Новак недавно заявил о том, что правительство страны пока не видит необходимости во введении запрета на экспорт бензина. Запасов этого топлива, которые есть на внутреннем рынке страны, сегодня вполне достаточно. Но в случае ухудшения ситуации введение запрета вполне возможно, и для этого уже разработан соответствующий законопроект.
Новак о запасах бензина и вероятности введения запрета на его экспорт
Выступая в эфире телеканала "Россия 24", Новак назвал запрет на экспорт бензина крайней мерой, к этому власти прибегнут только при ухудшении ситуации до критического уровня. Но сегодня ситуация является стабильной, поскольку в стране пока нет недостатка бензина и других нефтепродуктов.
Законопроект о запрете экспорта
Стоит напомнить, что ещё в конце апреля этого года в правительстве был разработан законопроект, в котором предусмотрен временный запрет экспортировать бензин. Его основные положения таковы:
- Срок запрета на экспорт топлива составляет 3 месяца
- Запрет распространяется на моторный бензин всех марок
- Возможно изменение сроков запрета по инициативе ФАС, Министерства энергетики, Министерства промышленности и торговли
По словам вице-премьера, на данный момент нет необходимости запрещать экспортировать бензин, хотя вероятность введения такого запрета в будущем существует.
Производство и экспорт бензина в РФ
Российские производители бензина в прошлом году получили от Министерства энергетики рекомендацию снизить объёмы экспорта топлива. Но в то время это была лишь рекомендация, официально производителям не запрещалось экспортировать бензин.
В конце января 2021 года в Министерстве энергетики заявили о том, что компании, владеющие нефтеперерабатывающими заводами, получили рекомендации увеличить объёмы переработки нефти уже в феврале-апреле. Также им рекомендовалось поставлять больше бензина для внутреннего рынка. В целом к 1 мая нефтеперерабатывающие компании должны были обеспечить запас топлива в объёме 1,6-1,7 миллионов тонн. Но уже в конце марта объёмы запасов бензина превысили 1,6 млн тонн, в середине же апреля объёмы превысили 1,7 млн тонн.
В 1 квартале этого года для экспорта предназначалось 14% от всего бензина, произведённого в стране. По сравнению с 1 кварталом прошлого года этот показатель снизился, тогда для экспорта предназначалось 19% произведённого товарного бензина. Транспортируется топливо по железной дороге к портам, далее по воде оно перевозится танкерами. Согласно данным железнодорожных экспедиторов, в январе-марте этого года объёмы железнодорожных перевозок бензина на экспорт оказались на 31% меньшими, чем в тот же период прошлого года (в посуточном исчислении).
По сравнению с 1 кварталом прошлого года уменьшились и объёмы производства бензина (тоже в посуточном исчислении). В 1 квартале этого года в стране было произведено 9,89 млн тонн этого топлива, что на 2,8% меньше, чем в тот же период 2020 года.
Производители могут реализовывать на внутреннем рынке страны бензин пятого экологического класса. В 2020 году они уменьшили отгрузки такого бензина на 5,6% по сравнению с предыдущим годом.
Согласно энергетической стратегии России, в следующие 15 лет потребление этого топлива в стране увеличится на 4-5%. Авторы стратегии считают, что российские компании будут производить гораздо больше бензина, чем нужно для внутреннего рынка страны. В итоге удастся нарастить объёмы экспорта. Ожидается, что уже в 2024 году объёмы экспорта могут составить от 8,4 до 9,2 млн тонн в год.