Китай ведет активную политику в направлении переработки и импорта нефти. Спрос внутри страны полностью удовлетворен, нефтехранилища заполнены, тем не менее поставки в страну не прекращаются. По объемам первично обработки углеводородов Поднебесная обогнала Штаты и в текущем году планирует увеличить экспорт собственных нефтепродуктов примерно на треть. Все это привело к тому, что обострилась и конкуренция между поставщиками нефти в Китай.
Рост импорта и переработки
По сравнению с тем же периодом прошлого года, первичная переработка нефти в марте увеличилась на 19,7% и достигла объема 59,79 т. Это произошло благодаря быстрому восстановлению экономики Китая после пандемии, пик которой как раз и пришелся на март 2020, а также вследствие роста импорта на 21%. На фоне повышенных импортных поставок выросла и собственная добыча.
Нефтяные хранилища в стране заполнены полностью, но Пекин не спешит называть точные цифры коммерческих и стратегических запасов. По информации западных агентств, рост объемов составил около 1,63 млн барр./сут.
Из-за жесткого карантина с весны прошлого года цены на нефть стали быстро падать. Китайские компании воспользовались моментом и стали закупать сырье по низким ценам. НПЗ не справлялись с переработкой большого объема импортной нефти, поэтому часть стали помещать в запасы — стратегические и коммерческие хранилища.
Китайские власти оказывают компаниям всяческую поддержку:
- Стимулируют строительство новых хранилищ
- Эффективно используют уже имеющиеся емкости
- Параллельно расширяют возможности нефтеперерабатывающего производства
- Создают единую на всю страну нефтетранспортную систему
Есть данные о том, что хранилища полностью заполнены, а запасов нефти хватит государству на 100-120 дней. Ожидалось, что импорт сырья в страну резко снизится, а вместе с ним упадут и цены на энергоносители, но этого не произошло.
Рост производственных мощностей НПЗ
По отчетам ИИЭТ, созданном на базе крупнейшей нефтяной компании страны CNPC, мощности НПЗ Китая в текущем году увеличатся на 4,5% по сравнению с прошлым годом.
Вместе с тем, рост спроса на дизельное топливо не произошел — наблюдается понижение на 0,8% относительно 2020 года. Это объясняется растущей потребностью в сжиженном природном газе, который признан безопасным и экологически чистым. Ожидается, что будут расти продажи легковых автомобилей — примерно на 7,5%, а с увеличением количества транспорта повысится спрос на бензин — примерно на 0,8%.
Спрос внутри страны ограничен, поэтому планируется отправлять нефтяное сырье на экспорт в соседние страны. Одновременно наращивается производство полимерной продукции и этилена.
Нефтяная конкуренция на китайской арене
Между Россией и Саудовской Аравией ведется борьба за китайский нефтяной рынок. В марте поставки российского сырья достигли 7,44 млн т, тогда как саудиты сумели увеличить экспорт до 7,84 млн т.
По официальной информации, одновременно с эти прекратились поставки нефти из Ирана — поступлений не наблюдается уже на протяжении трех месяцев. Это объясняется санкциями со стороны США. Но известны и противоречивые данные о том, что только в марте в Китай поступило 3,75 млн т импортной иранской нефти.
Россия обладает перед конкурентами преимуществом, так как граничит с Китаем и производит прямые трубопроводные поставки. Это значительно сокращает расходы на доставку.
Ожидается, что конкуренция между этими тремя странами продлится и в дальнейшем.