На состоявшемся 9 августа совещании правительства было принято решение не вводить временно запрет на экспорт бензина. Это вызвано тем, что на торгах бензином на товарно-сырьевой бирже в Санкт-Петербурге было реализовано 5 тысяч т за одни сутки, тогда как в июле в сутки реализовывалось по 26–36 тысяч т.
Сокращение экспортных поставок
На совещании присутствовали и представители нефтяных компаний, они согласились с решением правительства. Например, Сергей Суверов, специалист по инвестициям УК «Арикапитал», считает, что это больше похоже на психологический прием, ведь чтобы нефтяным компаниям реально снизить цену на бензин, необходимо поставлять больше топлива на биржу. В правительстве нефтяникам отсрочили время до сентября, для того чтобы снизить оптовые цены на бензин.
Российские НПЗ уже сейчас весомо сократили экспорт, увеличив поставки на внутренний рынок. За два летних месяца нефтеперерабатывающие предприятия вдвое снизили экспорт топлива в сравнении с предшествующим месяцем этого года. В июле за пределы России ушло 120,2 тысяч т топливо класса «Евро-5», что на 13% меньше объема июня текущего года. На автомобильный бензин 5 экологического класса приходится более 80% экспортируемой топливной продукции.
Сократили поставки за рубеж практически все основные экспортеры бензина:
- «Сургутнефтегаз» — на 25%
- «Газпром нефтехим Салават» — на 19%
- «Газпром нефти» — на 49%
- «Фортеинвеста» — на 22,9%
В июле ТАИФ и «Лукойл» вообще не экспортировали бензин.
Обращение министра энергетики к правительству
Стоимость самых востребованных Аи-95 и Аи-92 в июле неоднократно била ценовые рекорды. 22 июля министр энергетики Н. Шульгинов заявил, что обратился в правительство с предложением о скорейшем введении запрета на экспорт бензина этих марок.
После этого заявления на бирже цена на топлива стала снижаться, теряя в сутки по 0,5%, а поставки на внутреннем рынке возросли.
Правительство пытается удержать рост цен на бензин внутри государства на фоне возросшего спроса на топливо в период отпусков и плановых остановок нефтеперерабатывающих предприятий на ремонты. Эмбарго на экспорт моторного топлива не вводилось с 2011 года. Власти не использовали такую радикальную меру даже в 2018 году, когда цены росли ежемесячно на 5%. Тогда правительство договорилось с нефтяными компаниями о заморозке цен в опте на ограниченный период.
Рыночные механизмы стабилизации
Сегодня существуют рыночные механизмы стабилизации внутренних цен на бензин. Демпфер, введенный в 2019 году, сглаживает негативный эффект, вызванный на мировом рынке скачками цен на нефть. Он касается требований продавать для нефтеперерабатывающих предприятий часть бензина на бирже (установленный норматив на моторное топливо составил 11%). Из-за скачка цен на бензин в стране весной 2021 года правительство внесло коррективы в эти механизмы.
Запрет на вывоз топлива поможет повысить объем продаж на внутреннем рынке на 120–350 тысяч тонн в месяц, а цены на опт упадут на 6–7 тысяч руб./т. Однако доходность российских НПЗ при таком раскладе упадет. Потери в маржинальности могут дойти до 30%. Это заставит нефтеперерабатывающие заводы снизить выпуск бензина, и увеличить производство лигроина (нафты) для экспорта.
Представитель «Роснефти» утверждает, что компания продолжает наращивать производство моторного топлива на своих НПЗ несмотря на отрицательную рентабельность. Он добавил, что в совокупном объеме продаж на бирже доля «Роснефти» в этом году составляет 46% по бензину автомобильных марок и 42% по дизтопливу, а это намного выше установленных нормативов.